Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом требований нормативноправовой и концептуальной базы системы дошкольного образования и в
соответствии с возможностями и особенностями детей раннего возраста (с
1года до 2 лет).
Взрослый для маленького ребёнка – источник радости, дающий
чувство защищённости. Он предвосхищает и устраняет большинство
неприятных для ребёнка обстоятельств, окружает его заботой, настраивает на
познавательную, «исследовательскую» активность.
Особенности возрастного периода:
В этот период закладывается фундамент для формирования новых
психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие
малышу перейти на следующую возрастную ступень.
В детский сад поступают дети в возрасте от 1 года. Каждый месяц
жизни даёт ребёнку нечто новое. Темп развития и формирования умений на
втором году жизни ребёнка несколько замедляется, что позволяет отмечать
его основные достижения по кварталам и полугодиям. Идёт новое освоение
движений. Он хорошо понимает речь взрослого, активный словарный запас
составляет уже 200-300 слов. Благодаря наблюдениям и подражаниям
ребёнок в
игре воспроизводит несколько взаимосвязанных действий,
овладевает
элементами
конструирования,
подолгу
занимается
дидактическими игрушками. Повышается уровень его самостоятельности в
разных видах самообслуживания. Дети раннего возраста лёгко обучаются.
Они очень подвижны и поэтому в группе создаётся благоприятная
предметно-пространственная среда.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем
возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие
познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие в
практической детской деятельности. Оно составляет центр сознания ребёнка.
Расширяется круг общения ребёнка за счёт менее знакомых взрослых
и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит
ребёнка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под
влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте
развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные
процессы. Основным средством развития взрослого в отношении ребёнка
раннего возраста является: организация предметной деятельности.
Цель – создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребёнком раннего дошкольного детства, формирование
основ начальной культуры личности, развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями ребёнка.
Для достижения прогнозируемых (ожидаемых) результатов
предусмотрены разнообразные организационные формы воспитания и
обучения малышей: общение, игра, совместная продуктивная деятельность, а
также
непосредственно - образовательная деятельность, которые
предполагается проводить ежедневно (по два занятия в день, утром и
вечером по подгруппам).
Особое внимание – развитию эмоционально – чувственной
сферы ребёнка. Создание условий развития эмоционального общения детей
с взрослыми и сверстниками.
Рабочая программа включает в себя широкое использование
иллюстративного материала; игры-занятия развивающие речь, мышление;
использование методических пособий, дидактических игр.
Основные принципы, заложенные в основу организации процесса
воспитания, обучения и развития детей:
1.
Принцип поэтапного «погружения» в освоение содержания рабочей
программы. Это самый ответственный принцип. Рабочая программа
составлена с учётом возрастных особенностей ребёнка.
2.
Принцип динамичности. От самого простого до более усложнённого.
Основными формами организации детей является игра и общение, как
ведущие виды деятельности в дошкольном возрасте. Рабочая программа
направлена на создание психолого-педагогических условий, на оптимизацию
развивающей среды.
В образовательном процессе группы раннего возраста участвуют
все: родители, воспитатели, руководитель, ст.воспитатель, ст. медицинская
сестра, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Организация предметно-пространственной среды:
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является
предметно-пространственная среда. Правильно организованная, она помогает
взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональноположительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и
таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно
усложняющимся содержанием. Создание предметно-пространственной среды
обогащает детей яркими впечатлениями, расширяет ориентировку в
окружающем.
Все игрушки и пособия, которые, окружают малыша, в той или иной
мере оказывают влияние на его развитие. Игры и материалы, направлены на
развитие сенсорного восприятия, развития чувственной, эмоциональной
сфер, мелкой моторики, воображения и речи.
Программно-методический комплекс организации образовательного
процесса представлен: Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения
в детском саду».
Структура организованных форм воспитания и обучения детей
1. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого. - 2
2. Двигательная активность - 2
3. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. - 2
4. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками - 2
5. Экспериментирование с материалами и веществами - 2
Всего: 10 занятий
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами
деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.);
— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего
возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны
чередоваться);
— процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Деятельность педагога по каждому направлению:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками.
Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими
игрушками является основной в формировании познавательной активности, в
развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся: пирамидки, матрёшки, различные
шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные),
конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные
игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды
движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия
ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей
как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных
действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.
Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и
способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными
игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.).
Знакомство со свойствами предметов происходит в практической
исследовательской деятельности методом проб. В процессе
экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам,
форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо
показывать правильные способы действий, а также предоставлять
возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать
о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не
пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами
(не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов
из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в
процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными
дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах
деятельности.
3. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого.
Общение с взрослым.
Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма
воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития
ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации,
мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого
является образцом для подражания. Для развития общения используются
вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций,
ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты,
драматизации, наблюдения.
Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.
Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться
в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую
деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные,
сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и
упражнения с дидактическим материалом.
Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных
взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в
процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со
сверстниками.
4. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.).
Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности
формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным
условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в
какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания.
Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми
предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой
форме.
Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и
правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.
5. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок.
Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций,
направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в
восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение,
рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин
и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать здесь.
Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по
содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы; — развивать
способность эмоционально откликаться на различные произведения
культуры и искусства.
6. Двигательная активность.
Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны
быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной
активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду
игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным
инвентарем и оборудованием.
Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего
возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые
последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения
переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.
Общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого.
Пояснительная записка
Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской
деятельности. Ребёнок раннего возраста – настоящий исследователь.
Большое значение для развития познавательной активности детей раннего
возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать
с ними: разъединять, соединять, конструировать из предметов,
экспериментировать.
В практической деятельности у ребёнка развивается восприятие,
мышление, речь. Мышление носит наглядно действенный характер. Путём
практического экспериментирования ребёнок открывает новые средства для
достижения целей. Изобретая новые средства, ребёнок открывает и новые
свойства вещей, что вызывает у него удивление, стимулирующее дальнейшие
пробующие действия и новые открытия.
Расширение познавательной деятельности ребёнка и обобщение его
опыта проявляются в детских вопросах. На основе опыта практических
действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные
представления об окружающем. Ознакомление с окружающим приобретает
ярко выраженный познавательный характер.
Основные задачи:
Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять
запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в
речевом общении.
Учить понимать слова, обозначающие названия предметов, действий с
ними и их качеств. Учить понимать простые предложения, небольшие
рассказы.
Содействовать формированию умения выражать словами, а затем
короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на
вопросы взрослого.
Использовать окружающую обстановку и общение с ребёнком для
развития восприятия, мышления, внимания и памяти.
Обучать действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения
в соответствии с их особенностями и назначением. Подрожать игровым
действиям взрослого, отображать по памяти в игре знакомые жизненные
ситуации.
Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться,
благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослых. Отмечать примеры
доброжелательного отношения ребёнка к сверстникам. Пробуждать к
сочувствию и отзывчивости. Учить бережно относиться к растениям и
животным.
Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на
запахи, звуки, цветы, размер предметов, учить рассматривать картинки,
иллюстрации. Приобщать детей к художественному слову.
КАЧЕСТВЕННЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
ОБРАЗОВАННОСТИ
Деятельность –коммуникативная:
- Владение необходимыми способами использования предметов для
решения разнообразных практических
задач в быту, игре, рисовании и т.п.;
- Умение использовать разнообразные игрушки, занять себя игрой ;
-Умение самостоятельно отображать в игре назначение предметов в
несложных жизненных сюжетах;
- Сопровождение речью игровых действий;
- Правильная артикуляция гласных и простых согласных звуков;
- Овладение речью в форме простых грамматических оформленных
фраз.
Предметно-информационная:
- Элементарные представления о предметах, действиях с ними и их
назначении;
- Знание назначения часто используемых предметов и умение их
правильно применять в зависимости от той
или иной ситуации;
- Элементарные представления о живой природе: растительном и
животном мире;
- Элементарные представления о человеке: его внешних признаках,
его физическом и психическом состоянии;
Ценностно-ориентационная:
- Понимание назначения, вещей, улавливание значения их для
людей;
- Проявление исследовательского интереса к игрушкам и предметам;
- Проявление доброжелательного и бережного отношения ко всему
живому, интереса и симпатии к животным;
- Активность в освоении языка;
- Проявление желание вступать в контакт с воспитателями,
сверстниками (контактность и общительность);
- Самостоятельность и инициативность в высказываниях под
впечатлением от происходящего и на темы из личного опыта, выходящие за
пределы ситуации.
Основные методы и приёмы:
* Свободное высказывание по собственному побуждению ребёнка;
* Возможность самостоятельно обследовать предметы, играть с ними;
* насыщение среды игрушками, муляжами, реальными предметами;
* показ разнообразных действий с игрушками, заместителями, предметами
быта;
* поощрение ребёнка действовать с одной и той же игрушкой разными
способами;
Двигательная активность
Пояснительная записка
Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является
первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально физически
развивающийся ребёнок в раннем возрасте обычно бывает подвижным,
любознательным, жизнерадостным. Он много играет, двигается, с
удовольствием принимает участие во всех делах.
Предметом особого внимания является психическое самочувствие
ребёнка в детском саду.
Физическое упражнения являются средством укрепления здоровья
ребёнка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают
эмоциональную сферу ребёнка, морально-волевые качества, имеющие
важное значение для становления личности и адаптации в коллективе.
Большое значение придаётся активности самого ребёнка, что и находит
отражение в целях и задачах рабочей программы.
Цели: Создание благоприятных условий для развития физических
качеств ребёнка (развитие основных видов движения). Укрепление и
сохранение здоровья ребёнка, закаливание организма.
Задачи физического развития:
1. Удовлетворение потребности детей в движении: ходьба, лазанье,
подлезание, метание и т.д.
2. Побуждение к участию в подвижных играх в коллективе.
3. Предоставление возможности разнообразно играть с мячами, кеглями и
другими физкультурными пособиями.
4. Развитие умения использования естественной среды: ходьба по узкой
дорожке, восхождение на лестницу, ящик и т.д.
5. Развитие физических качеств: ловкости, внимания, чувства равновесия
и ориентировки в пространстве.
6. Развитие умения действовать по сигналу.
7. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям и
закаливающим процедурам.
Задачи сохранения и укрепления здоровья детей:
1. Организация рационального режима дня, обеспечение суточной
продолжительности сна в соответствии с возрастными и
индивидуальными потребностями.
2. Создание условий для оптимального двигательного режима.
3. Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.
4. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для
культурно-гигиенического воспитания.
5. Создание атмосферы психологического комфорта и предупреждение
утомления.
6. Обеспечение безопасности детей.
Развитие движений
Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом
направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;
влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать
предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с
другими детьми.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой в прямом
направлении по лежащей на полу дорожке.
Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятой одним концом от
пола на 1015 см (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца.
Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 10 см) и спуск с него.
Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку,
приподнятую от пола на 5-10 см.
Ползание, лазанье. Ползание на расстояние до 2 м, подлезать под
веревку (высота 50 см), пролезать в обруч (диаметр 50 см). Лазанье по
лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из
исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз,
вдаль.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске
(ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20
см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 15 см) и спуск с
него. Перешагивание через веревку или палку приподнятую от пола на 12-18
см.
Ползание, лазанье. Перелезать через бревно (диаметр 15-20 см),
подлезать под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезать в обруч
(диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со
взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр
6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.
Обще развивающие упражнения. В положении сидя на скамейке
поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.
В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей
предмета.
В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого
наклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола). Приседания с
поддержкой взрослого.
Подвижные игры
Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным
играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и
без нее. С детьми 1 года - 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся
индивидуально. с детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по
подгруппам (2-3 человека).
Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье,
катание и бросание мяча).
Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не
мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого,
действовать по сигналу.
Примерный список подвижных игр
«Догони мяч», «Передай мяч», «Доползи до погремушки», «Догони
собачку», «Маленькие и большие», «Поймай бабочку», «Где пищит
мышонок?» и др.
Самостоятельные игры с игрушками, стимулирующими двигательную
активность: с каталками, тележками, автомобилями, самолетами и пр.
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок.
Пояснительная записка
Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и
игровых действиях под музыку
Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых
разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями),
желание слушать музыкальные произведения.
Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их
знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).
От 1 года до 1 года б месяцев
Приобщать к веселой и спокойной музыке, способствовать
формированию, умению различать на слух звучание разных по тембру
музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка)
Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как
могут, умеют), постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со
взрослым.
Учить детей ходить под музыку, показывать простейшие плясовые
движения пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу,
хлопать в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение,
вращение руками — «фонарики». В процессе игровых действий вызывать
желание передавать движения, связанные с образом птички, мишки, зайки.
Примерный музыкальный репертуар
слушание
«Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Колыбельная», муз. В.
Агафонникова; «Искупался Иванушка», рус. нар. мелодия; «Как у наших у
ворот», рус. нар. мелодия, обр. А Быканова; «Верхом на лошадке»,
«Колыбельная», «Танец», муз. А. Гречанинова; «Мотылек», «Сказочкам, муз.
С. Майкапара.
пение и подпевание
«Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз.
М. Красева, сл. М. Клоковой; «Бобик», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой;
«Петушок», «Лиса», «Лягушка», «Сорока», «Чижик», рус. нар. попевки.
Образные упражнения
«Зайка и мишка», муз. Е. Тиличеевой; «Идет коза рогатая», рус. нар.
мелодия; «Собачка», муз. М. Раухвергера.
Музыкально-ритмические движения
«Шарик мой голубой», муз. Е. Тиличеевой; «Мы идем», муз. Р.
Рустамова, сл. Ю. Островского; «Маленькая кадриль», муз. М. Раухвергера;
«Вот так», белорус, нар, мелодия («Микита»), обр. С. Полонского, сл. М.
Александровской; «Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова; «Да,
да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Начинать развивать у детей музыкальную память.
Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального
произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать
тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан,
гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на
котором взрослый исполнял мелодию.
При пении стимулировать самостоятельную активность детей
(звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять
их самостоятельно.
Развивать умение вслушиваться в музыку и с изменением характера ее
звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание,
кружение).
Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми
действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
Праздники, музыкальные игры, развлечения
Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Формировать
умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает
игру.
Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий.
Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.
Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и
цыплята», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А, Артоболевской;
Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); «Три подружки», муз. Д.
Кабалевского; «Весело - грустно», муз. Л. Бетховена; «Марш», муз. С.
Прокофьева; «Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня»,
«Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи Л.Барто;
«Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А.
Гречанинова.
пение и подпевание
«Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Колыбельная», муз. М.
Красева, сл. М. Чарной; «Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр.В.
Герчик, сл. М. Невельштейн«Воробей», рус. нар. мелодия; «Гули», «Баюбай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Сорока», муз. C. Железнова.
образные упражнения
«Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой; «Идет мишка», муз. В.
Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова;
«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финоровского,
сл. В. Антоновой; «Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида;
«Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко.
музыкально-ритмические движения
«Марш и бег», муз. Р. Рустамова; «Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл.
Ю. Островского; «Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова;
«Постучим палочками», рус. нар. мелодия; «Бубен», рус. нар. мелодия, обр,
М. Раухвергера; «Барабан», муз. Г. Фрида; «Петрушки», муз. Р. Рустамова,
сл. Ю. Островского; «Мишка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка»,
рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Догонялки», муз.
Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды; пляска «Вот как хорошо»,
муз. Т. Попатенко, сл. О, Высотской; «Вот как пляшем», белорус, нар.
мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет», сл. и муз. М. Чарной.
Примерный перечень праздников и развлечений
Праздник. Новогодний утренник «Елка».
Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «В лесу», муз. Е.
Тиличеевой; «Праздник», «Музыкальные инструменты», муз. Г. Фрида;
«Воронята», муз. М. Раухвергера.
Игры с пением. «Зайка», «Солнышко», «Идет коза рогатая»,
«Петушок» рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова; «Зайчик», муз. А. Лядова;
«Воробушки и кошка» нем. плясовая мелодия, сл. А. Ануфриевой; «Прокати
лошадка нас!», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой;
«Мы умеем», «Прятки», муз. Т. Ломовой; «Разноцветные флажки», рус. нар.
мелодия.
Развлечения, «В гости к кукле Кате», «В гости к игрушкам», «На
лужайке», «Зимние забавы», «День рождения у куклы Маши», «Кто в домике
живет?», «В зоопарке», «В цирке», «В гостях у елки» (по замыслу педагогов).
Театрализованные развлечения. Инсценирование рус. нар. сказок
(«Репка», «Курочка Ряба»), песен «Пастушок», муз. А. Филиппенко;
«Петрушка и Бобик» муз. Е. Макшанцевой), показ кукольного спектакля
«Петрушкины друзья» Т. Караманенко, «Зайка простудился», А. Колобова;
«Игрушки» А. Барто).
Забавы. Народные и заводные игрушки фокус «Бабочки»,
обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный
мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришел?», «Волшебные
шары» (мыльные пузыри)
Предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками
Пояснительная записка
В первые годы жизни детей происходят очень существенные
изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии
брать и удерживать предметы, а позднее производить с ними ряд
разнообразных действий. К двум – двум с половиной годам он хорошо
овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и
спускаться с него. В раннем детстве дети начинают различать предметы по
их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними
действовать. Ребёнок овладевает речью. Игрушки являются неотъемлемой
частью его жизни, а так же действенным средством развития личности
ребёнка. Вот почему вопрос, как организовать предметно-игровую
деятельность детей раннего возраста приобретает особое значение.
Огромную роль в развитии ребёнка раннего возраста занимают составные
и динамические игрушки. Так как они обеспечивают познавательную,
исследовательскую, двигательную, социально-коммуникационную
активность детей.
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка
вливается в живительный исток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонёк “пытливости и любознательности”, считал В.А.
Сухомлинский.
Цель:
Формирование всестороннего развития детей средством предметноигровой деятельности, через использование составных и динамических
игрушек.
Задачи:
• Развивать навыки действия с составными и динамическими
игрушками.
• Формировать любознательность, восприятие окружающих объектов
и явлений.
• Способствовать развитию речи, интеллекта и волевых качеств детей
раннего возраста.
• Формировать умение ориентироваться в различных свойствах
предметов (цвете, форме, количестве).
• Развивать пространственные представления о расположении
предмета.
• Вызвать интерес к данной игровой деятельности.
• Развивать глазомер, крупную и мелкую моторику рук.
Условия:
• Взаимосвязь предметно-игровой деятельности с другими видами
деятельности в жизни детей раннего возраста.
• Обеспечение предметно-развивающей средой, игрушками.
• Соответствующая методическая литература.
• Сотрудничество детей и взрослых.
• Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
• Сотрудничество с семьёй.
• Создание благоприятных условий для данной игровой деятельности, её
безопасность.
Предполагаемые результаты:
• Дети проявляют интерес к составным и динамическим игрушкам.
• Знают их название.
• Умеют действовать с ними и применять в игровой деятельности.
• Возросла речевая активность детей.
• Оформлены центры развития.
• Создана картотека составных и динамических игрушек и игр с ними.
• Разработан календарно-тематический план по использованию
составных и динамических игрушек.
Календарно-тематический план
Месяц
Тема
Цель
Пространственные
ориентиры
Сентябрь ИгрушкиРазвивать
Центр двигательной
каталки
координацию
активности:
движений ребёнка,
“Грузовичок”
учить различать
“Зайчик”
предметы, которые
“Мишка”
катятся впереди,
“Черепаха”
сзади, управлять
движением.
КартинкиОзнакомить с
Центр познания:
вкладыши
предметами
“Овощи”
окружающего мира.
“Фрукты”
Развивать
“Животные леса”
настойчивость,
“Геометрические
сообразительность,
фигуры”
мелкую моторику рук.
Октябрь Качающиеся
Знакомство со
Центр познания:
игрушки
свойствами
“Мишка”
предметов, развивать “Клоун”
внимание, создавать
“Зайчик”
настроение.
“Неваляшка”
Парные
Формировать умение Центр познания:
картинки
находить предметы по “Парные коврики”
типу “Найди такую
“Животные”
же”, развить
“Найди пару”
внимание, ознакомить “Фигуры”
с окружающим
Ноябрь
Конструкторы
Игрушкистучалки
Декабрь
Пирамидки
Игрушкашнуровка
Январь
Кубики
Игрушкикачалки
миром.
Формировать умение
сравнивать предметы
по величине,
сравнивать и
подбирать.
Развивать моторику
рук.
Обогащать
представление детей
об объектах
окружающего мира.
Развить глазомер,
мелкую моторику рук,
формировать
усидчивость,
наблюдательность,
координацию
движений.
Развивать
любознательность,
умение различать
предметы по форме,
величине, цвету,
мелкую моторику рук.
Обогащать словарный
запас, знакомство с
окружающим миром.
Развивать мелкую
моторику рук и
координацию
движений.
Развивать мелкую
моторику рук,
концентрацию
внимания,
пространственное
мышление.
Развивать крупную
моторику,
координацию
движений. Обогащать
словарный запас.
Создать настроение.
Центр двигательной
активности:
“Конструктор
напольный Лего”
“Мозаика напольная
“Поляна”
“Мягкий
конструктор”
“Большой деревянный
конструктор”
Центр познания:
“Забей гвоздик”
“Сыр и мышки”
“Прыгающие
человечки”
“Горка -шарики”
Центр познания:
“Мякиши”
“Музыкальная
пирамидка”
“Стаканчики”
“Собачка”
Центр познания:
“Лимон”
“Завтрак”
“Ёжик”
“Чудо-пуговица”
Центр познания:
Кубики-мякиши
“Предметы”
“Жмурки”
“Кубики с
картинками”
“Сказки”
Центр двигательной
активности:
“Лошадка”
“Слонёнок”
“Петушок”
“Уточка”
Февраль
Разрезные
картинки
Игрушкикаталки
Март
Игрушкивкладыши
Игрушки
двигающиеся
Апрель
Конструкторы
Развивать
целенаправленное
действие у ребёнка.
Учить действовать по
образцу, доводить
начатое до конца.
Развивать моторику
рук, активную речь,
знакомить с
окружающим миром.
Побуждать детей
наблюдать за
движением игрушки,
подражать этим
движениям. Развивать
пространственные
представления о
расположении
предметов: впереди,
позади.
Решение задачи для
ребёнка, найти для
фигуры собственное
окошечко. Развивать
наблюдение,
сравнение, память.
Тренировать
глазомер, мелкую
моторику рук.
Развивать
наблюдательность,
сообразительность,
внимание, расширять
кругозор, обогащать
словарный запас.
Развивать моторику
рук.
Формировать умение
составлять из частей
целостный объект,
развивать мелкую
моторику рук,
активную речь,
самостоятельность,
сосредоточенность.
Центр познания:
“Медвежонок”
“Одежда”
“Рыбки”
“Фрукты”
Центр двигательной
активности:
“Паровозик”
“Щенок”
“Вертолёт”
“Машина”
Центр познания:
“Ведёрко с
фигурками”
“Весёлая черепашка”
“Машинка”
“Домик”
Центр двигательной
активности:
“Юла”
Богородская игрушка
«Медведи”
“Паровоз заводной”
Центр познания:
“Лего- дупло”
“Строительные
пластины”
“Зоопарк”
“Деревянный
конструктор”
Игрушкилабиринты
Май
Игрушки для
улицы
Составные
игры
Развивать мелкую
моторику рук,
координацию
движений ребёнка,
воображение, память.
Расширять кругозор.
Центр двигательной
активности:
“Животные”
“Дерево”
“Весёлый
медвежонок”
“Коровка”
Продолжать развивать Центр двигательной
крупную моторику
активности:
рук, двигательную
“Воздушный змей”
активность,
“Вертушки”
целенаправленные
“Воздушные шары”
действия. Умение
“Кегельбан”
взаимодействовать со
взрослыми и другими
детьми.
Формировать
Центр познания:
логическое
“Мозаика”
мышление, развивать “Лото”
речь, память, мелкую “Пазлы”
моторику рук.
“Домино”
Развивающая предметно пространственная среда, наполненная
составными и динамическими игрушками, используется в разное время дня:
утром до завтрака
между завтраком и занятием
на игре-занятии
на прогулке
во второй половине дня.
В самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности
взрослого и ребёнка, индивидуальной работе, образовательной деятельности,
режимных моментах.
Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:
Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка раннего
возраста:
“Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий”;
“Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и
активно подражает им в движениях и действиях; проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им”;
“У ребёнка развита крупная моторика, он стремится освоить различные
виды движения (бег, лазание, перепрыгивание)”.
Экспериментирование с материалами и
веществами
Пояснительная записка
В целях планомерного воздействия на развитие детей в целом проводятся
специальные занятия, в том числе занятия со строительным материалом. На
играх - занятиях воспитатель приучает детей слушать, следить за тем, что
делает и показывает взрослый. Подражает его словам и действиям,
выполняют задания.
В рабочей программе прописаны игры-занятия со строительным
материалом (настольным, напольным).
В процессе игр дети знакомятся с элементарными способами
конструирования (домик, башенка, ворота, скамейка, мебель и т.д. ), через
разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрёшка шагает, куклы сидят,
стоят, машины выезжают в ворота и т.д.), с использованием различных
материалов (конструкторов, кубиков, бросового материала).
Характеристика возрастных возможностей детей:
Конструирование в этом возрасте слито с сюжетно – ролевой игрой,
выступает как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию
сюжетов. Сюжет является мотивом для создания простых конструкций.
Поэтому конструирование можно назвать сюжетным. Инициатива
принадлежит воспитателю, дети выполняют его просьбы, указания.
Развивающие задачи:
• Формировать интерес к конструированию и приобщать к созданию
простых конструкций.
• Развивать наглядно-действенное мышление, формируя способы
решения практических задач с помощью различных орудий (кубики,
игрушки, предметы быта).
• Знакомить детей со свойствами и формами: кубик, кирпичик, призма,
цилиндр. цилиндр- столбик, труба, призма-крыша.
• Учить способам конструирования – прикладыванию, накладыванию.
Совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр
сюжетные игрушки.
• Стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения
практических задач.
• Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного
материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении
собственных разнообразных построек.
• Развивать символическую функцию мышления в сюжетно- ролевой
игре.
• Развивать пространственную ориентировку.
Игры-занятия с дидактическим материалом
От 1 года до 1 года 6 месяцев
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Обучать действиям с
предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового
размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности
пирамидку на конусной основе, состоящую из 2—3 колпачков разных
размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров;
открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие
предметы в большие и вынимать их.
Совершенствовать разнообразные действия с предметами: открывать
— закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать,
накладывать. Ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет
(красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими
игрушками (дидактические коробки, грибки и втулки со столиками к ним и
т.д.).
Игры занятия со строительным материалом (настольным,
напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик,
призма), (призма — крыша).
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение
различать
предметы по величине. С помощью взрослого собирать
пирамидку из 4—5 колец от большого к маленькому, из 4—5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к
коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные
дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки
из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто
-в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).
Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый,
зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного
цвета.
Использовать специальные дидактические пособия: помочь детям
соотносить цвет и форму грибочков и втулок
с цветовым полем,
плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и
столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с
дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.
Игры занятия со строительным материалом (настольным,
напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами- кубик,
кирпичик, призма, цилиндр, (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием,
накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки,
использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного
материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении
собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными
материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом,
игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать
камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке
знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в
сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей
(листик — тарелка).